XVIII-XIX вв.
Единственный в мире репертуарный театр, своим рождением обязан богатой культурной традиции московских цыганских хоров. Возникновение первого профессионального цыганского хора в Москве относится к последней четверти XVIII века. Дирижером этого хора был Иван Трофимович Соколов. После 1812 года в Москве вошли в моду парадные обеды в трактирах, на которые обязательно приглашался хор цыган. Это было очень красивое зрелище: цыганки приходили празднично одетые, в расшитых золотом шалях пристегнутых к одному плечу, в монистах и серьгах из мелких золотых монет.
В первом московском цыганском хоре цыгане пели русские песни: «Во поле береза стояла», «Ах вы, сени мои, сени», «Из —под дуба, из-под вяза» и другие, выбирая русские песни, придавали им пением своим такой живой наряд, в котором они были отличны от русских и становились значительно удобнее для скорой пантомимной пляски.
Вскоре Иван Трофимович Соколов передал управление хором своему племяннику Илье Соколову, который стал тоже любимцем Москвы и Петербурга. О нем писали: “Хоревод, знаменитый Илья — весь пламя, молния, а не человек… Смотря на него и слушая его, вы чувствуюте, что все нервы в вас трепещут, а в сердце кипит что-то невыразимое”.
С конца 17-го — начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни. В очерке «Фараоново племя» А. Куприн писал: «… увлечению цыганской песней отдали искреннюю и страстную дань два великих человека 19-го столетия: один, озаривший его начало, другой — увенчавший его конец. Один — Пушкин, другой — Толстой». Не менее страстный поклонник цыганских песен А. Куприн называл их «красными розами на снегу». Но наиболее ёмко место цыганской песни определил великий Толстой: «Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке учёной».
Лучшей певицей той эпохи была цыганка Стеша (Степанида Сидоровна Солдатова), восхитившая своим пением итальянскую певицу Каталани и получившая впоследствии исключительную известность в России.
Второй певицей, любимицей Москвы была Татьяна Демьянова, которая смогла покорить своим пением известного поэта А.С. Пушкина.
Певица Татьяна Демьянова
Первый московский цыганский хор дал мощный толчок развитию цыганского хорового исполнительства в России, его появление привело впоследствии к возникновению цыганского театра. В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана первая цыганская театральная труппа. Труппа впервые появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет. Затем были постановки «Цыганского барона» Штрауса, оперетта «Дети лесов» на цыганском языке, «Цыганская жизнь»…