XVIII-XIX вв.

Единственный в мире репертуарный театр, своим рождением обязан богатой культурной традиции московских цыганских хоров. Возникновение первого профессионального цыганского хора в Москве относится к последней четверти XVIII века. Дирижером этого хора был Иван Трофимович Соколов. После 1812 года в Москве вошли в моду парадные обеды в трактирах, на которые обязательно приглашался хор цыган. Это было очень красивое зрелище: цыганки приходили празднично одетые, в расшитых золотом шалях пристегнутых к одному плечу, в монистах и серьгах из мелких золотых монет. 

В первом московском цыганском хоре цыгане пели русские песни: «Во поле береза стояла», «Ах вы, сени мои, сени», «Из —под дуба, из-под вяза» и другие, выбирая русские песни, придавали им пением своим такой живой наряд, в котором они были отличны от русских и становились значительно удобнее для скорой пантомимной пляски.

Вскоре Иван Трофимович Соколов передал управление хором своему племяннику Илье Соколову, который стал тоже любимцем Москвы и Петербурга. О нем писали: “Хоревод, знаменитый Илья — весь пламя, молния, а не человек… Смотря на него и слушая его, вы чувствуюте, что все нервы в вас трепещут, а в сердце кипит что-то невыразимое”.

Хор московских цыган во главе с дирижёром Федором Соколовым

С конца 17-го — начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни. В очерке «Фараоново племя» А. Куприн писал: «… увлечению цыганской песней отдали искреннюю и страстную дань два великих человека 19-го столетия: один, озаривший его начало, другой — увенчавший его конец. Один — Пушкин, другой — Толстой». Не менее страстный поклонник цыганских песен А. Куприн называл их «красными розами на снегу». Но наиболее ёмко место цыганской песни определил великий Толстой: «Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке учёной».

Лучшей певицей той эпохи была цыганка Стеша (Степанида Сидоровна Солдатова), восхитившая своим пением итальянскую певицу Каталани и получившая впоследствии исключительную известность в России.

Второй певицей, любимицей Москвы была Татьяна Демьянова, которая смогла покорить своим пением известного поэта А.С. Пушкина.

Певица Татьяна Демьянова

Певица Татьяна Демьянова

Первый московский цыганский хор дал мощный толчок развитию цыганского хорового исполнительства в России, его появление привело впоследствии к возникновению цыганского театра. В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана первая цыганская театральная труппа. Труппа впервые появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет. Затем были постановки «Цыганского барона» Штрауса, оперетта «Дети лесов» на цыганском языке, «Цыганская жизнь»…