1930-1937 гг.

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Возникла она у активных молодых цыган, имевших опыт выступлений в частях Красной армии, в клубах перед рабочими. Сформулировали эту идею Георгий и Иван Лебедевы (выросшие в семьях потомственных хоровых цыган) и поделились ею с молодым режиссёром — учеником В. Мейерхольда — Моисеем Гольдблатом. Комсомольцы решили пойти в Наркомпросс, где их поддержал А. В. Луначарский.

Первое собрание труппы

Первое собрание труппы

24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии, а уже через месяц она показала свою первую работу — представление в двух частях. Первая — обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, перевод на цыганский язык М. Бузлюдского, вторая — инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ».

Режиссёром-постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, художник — А. Тышлер, композитор — С. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Именно он создал и в течение 37-ми лет руководил музыкальной частью театра, написал музыку более чем к 30 спектаклям. С. Бугачевский сумел освоить на слух, запомнить и записать разнообразные цыганские напевы, составить сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отражающий особенности музыкально-поэтического творчества различных этнических групп цыган России.

16 декабря цыганская студия показала свой первый трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах». Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к осёдлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, художественным руководителем театра Моисей Гольдблат, а вчерашних студийцев стали называть актёрами.

Бригада студийцев с главным режиссёром театра и художественным руководителем студии М.И. Гольдблатом

Бригада студийцев с главным режиссёром театра и художественным руководителем студии М.И. Гольдблатом

Это они взяли на себя высокую миссию просвещения своего народа, сохранения его культуры и национальных традиций, широкого приобщения к ним людей разных национальностей. Это они, только вступившие на театральные подмостки, вскоре составят основу труппы, станут ее ведущими мастерами, а многие — основателями целых театральных цыганских династий. Среди них — В. Поляков, М. Скворцова, А. Андреева, А. Дулькевич, Е. Янковский, А. Золотарева, С. Полякова, А. Шнурков, А. Морозова, М. Черкасова, Н. Панкова, Ляля Черная. Позднее пришедшие в труппу — О. Янковская, О. Петрова, сёстры Александра и Ольга Кононовы, С. Шишков, С. Золотарев, К. Ананьев, В. Бизев, С. Киселев, Н. Шишкова, Т. Агамирова, Н. Сличенко, Л. Василькова, Л. Муштакова; молодое поколение семей, целиком посвятивших себя театру: Золотаревы, Жемчужные, Оглу, Янковские, Бизевы, Лекаревы, Бобровы, Деметр.

Иван Иванович Ром-Лебедев, взявший приставку «Ром» к своей фамилии, после создания театра всю свою жизнь посвятил «Ромэну», был одним из ведущих артистов, также одним из основных его драматургов, написал пьесы: «Солнце в болоте» (1933), «Табор в степи» (1934), «Дочь степей» (1935), «Песня об Урсаре» (1940), «Гайдуки» (1944), «Героическая поэма» (1948), «Цыганы» (1949), «Дочь шатров» (1950), «Эсмеральда» (1951), «Плясунья» (1954), «Кабачок Макрель» (1957), «Кармен из Трианы» (1961), «У дороги» (1965), «Мы — цыгане» (1976), «Птицам нужно небо» (1985) и др. Автор книги «От цыганского хора к театру ’Ромэн’».

Иван Иванович Ром-Лебедев

Иван Иванович Ром-Лебедев

Одной из ярчайших звёзд первого поколения артистов «Ромэна» является Ляля Чёрная (Н. Киселёва). Будущая звезда цыганского театра впервые вышла на сцену в 13 лет с хором московских цыган Егора Полякова. Публика была очарована музыкальностью и пластичностью юной солистки. Со дня основания театра в 1931 году Ляля Чёрная пришла в «Ромэн». Благодаря яркому артистическому дарованию она быстро завоевала любовь и признание публики и стала ведущей актрисой. Один из самых запоминающихся образов, созданных на сцене — Грушенька в одноимённом спектакле. То хрупкая и беззащитная, то страстная и непреклонная, Ляля Чёрная покоряла зал не только своей красотой и изяществом, но и подлинным талантом. Звезда цыганского театра много снималась и выступала с концертами. В последние годы с большим энтузиазмом передавала свой опыт молодым артистам. Имя Ляли Чёрной всегда будет синонимом самобытного цыганского искусства.

Ляля Черная

Ляля Черная

Первой заслуженной артисткой республики в труппе театра стала Мария Васильевна Скворцова, пришедшая в студию уже взрослой, знаменитой артисткой с большим опытом работы в хоровых коллективах. Наравне с молодёжью сорокадвухлетняя актриса осваивала азы актёрского мастерства и грамоты. Только работая в театре, она окончила пять классов вечерней школы, до этого учила роли на слух.

Среди первых авторов, кто начал писать для молодого театра, были Д. Сверчков («Фараоново племя»), А. Германо («Жизнь на колёсах», «Между огней»), И. Ром-Лебедев. Со временем число авторов пополнили Н. Нарожный («Цыган Михайло») и И. Хрусталёв. Пьесы двух выдающихся цыганских драматургов И. Ром-Лебедева («Табор в степи», «Дочь шатров», «Свадьба в таборе», «Плясунья», «Кабачок „Макрель“», «Я — цыганка», «Ехали цыгане», «Огненные кони») и И. Хрусталева («Сломанный круг», «Четыре жениха», «Горячая кровь») стали своеобразной цыганской классикой, многие из них до сих пор сохраняются в репертуаре театра. Поэт и драматург И. Хрусталев, чьи пьесы полны истинно народного юмора, понятного цыганскому и русскому зрителю, долгие годы был и главным балетмейстером театра «Ромэн».

Первая труппа артистов

Первая труппа артистов

На первых спектаклях театра присутствовали прославленные актеры МХАТа В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, А. П. Кторов, О. Н. Андровская, Б. Г. Добронравов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов. На вечерах театра читал свои рассказы И. Г. Эренбург, выступал Владимир Яхонтов. Пела старинные романсы Н. А. Обухова. Такая благотворная атмосфера позволила артистам обрести уверенность, почувствовать себя «чем-то вроде филиала МХАТ».