Театр «Ромэн»
в годы Великой Отечественной Войны

История об артистах, надевших шинель…

Одни артисты использовались командованием «по прямому назначению» – пели и плясали во фронтовых агитбригадах, другие несли службу наравне со всеми. Все они остались в нашей памяти как настоящие герои этой страшной, по праву Отечественной войны…

страница ВОВ4

“…Выступлений было очень много, в день 5-6 концертов. В общем, приходили в театр к 10 утра и возвращались в 4-5 утра. … Выступали в блиндажах и так далее. В общем работы и страху хватало. У меня даже хранятся от паразитского фашистского самолёта кусочки металла. Я на­ деюсь, что в августе я их привезу в Москву! С большой гордостью я буду ехать в родную столицу!… Всё очень трудно охватить, мне кажется, что всё это невозможно описать. Это только глазами смотреть.”
Письмо ромэновского артиста Евграфа Янковского с фронта. 17 мая 1942 года

Фронтовые бригады артистов театра

Были организованы две бригады, выехавшие в г. Ростов-на-Дону и дальше на передовые линии. Одну бригаду возглавлял директор и художествен­ный руководитель В.М.Югов, вторую зам. директора М.С. Киселевский. 

Вся работа бригад была подчинена условиям фронта, концерты проводились в самое различное время дня и ночи. Ни один концерт, ни одно выступление не было сорвано, несмотря на то, что обе бригады попадали под сильнейший артобстрел и воздушные бомбардировки. 

Сохранились списки артистов, выезжавших на Южный фронт:

Первая бригада:

 

Югов Виктор Михайлович
Красавина Нина Владимировна
Ром-Лебедев Иван Иванович
Шопенко Борис Георгиевич
Чиженко Лина Ивановна
Тимофеева Александра Васильевна
Печелиева Ольга Тарасовна
Масальская Евгения Александровна
Вербицкая Валентина Владимировна
Шнурков Александр Иванович
Ананьев Константин Егорович
Хрусталёва Екатерина Васильевна
Иванов Григорий Петрович
Тимофеева Лариса Васильевна
Сильницкий Сергей Михайлович
Сильницкий Дмитрий Иванович
Янковский Евграф Ефимович
Деметер Пётр Степанович
Васильков Георгий Петрович
Мелешко Ромуальд Феликсович

Вторая бригада:

Андреева Сантина Ивановна
Ляля Чёрная
Скворцова Мария Васильевна
Михайлова Надежда Калистратовна
Бизев Василий Фёдорович
Шишков Сергей Фёдорович
Деметер Мария Александровна
Поляков Валерьян Егорович
Тимофеев Иван Васильевич
Балясный Николай Давыдович
Конденко Иван Иванович
Янковская Ольга Ефимовна
Шишкова Надежда Николаевна
Василькова Любовь Петровна
Киселёв Владимир Сергеевич
Петрова Ольга Ивановна
Шнурков Анатолий Иванович
Черкасова Марина Ивановна
Хапаева Екатерина Афанасьевна
Морозевский Фёдор Васильевич

Спектакли театра

Триумф у публики был вызван главным образом цыганскими песнями и плясками, по которым так тосковала русская душа…

С какими спектаклями ездил “Ромэн” во время своих растянувшихся на 28 месяцев гастролей? В день объявления войны, 22 июня шла “Свадьба в таборе” по сценарию Ивана Ром-Лебедева. Помимо этого спектакля в репертуаре были “Чудесная башмачница”, “Кровавая свадьба” и “Цыгане” (по пушкинской поэме). Неизменным успехом пользовался сборный концерт, который назывался “Вечер цыганской песни и пляски”. 

Однако, грозные события сорок первого года заставили театр расширить репертуар. Была поставлена пьеса Александра Афиногенова “Всё о тебе”. Эмоциональный накал спектакля не оставлял публику равнодушной. 

Вторая постановка военного времени – это спектакль о партизанах “На берегах Днестра”, сценарий к которому написал Иван Ром-Лебедев.

Ещё один спектакль военного времени – спектакль “Действующие лица”. Главную роль (Мариулу, бригадира цыганского колхоза) играли Ляля Чёрная и Евгения Масальская.

Вклад ромэновцев в борьбу с врагом

Спектакли и концерты делились на обычные и шефские. Последние были бесплатными. Значительные суммы, заработанные театром, шли в фонд обороны или на восстановление разрушенных городов. Помогали артисты и детям военных.

Нельзя не вспомнить о бомбардировщике “Ромэновец”, деньги на постройку которого собирал весь театр. Патриотический порыв ромэновцев был оценен на самом высоком государственном уровне. Находясь во Владивостоке, руководство театра получило правительственную телеграмму за подписью самого Сталина. В тексте значилось следующее: 

“Прошу передать сотрудникам московского государственного театра “Ромэн”, собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика “Цыганский театр Ромэн” мой братский привет и благодарность Красной армии. 

И.Сталин.”

Кроме этого, театр собирал деньги в пользу построения танков и на подарки красноармейцам.

Артистки театра организовывали шефство над столичными госпиталями, ухаживали за ранеными. В свободное от работы время артистки поодиночке приходили в палаты, дежурили там как простые сиделки, читали раненым книги, штопали или шили бельё.

Кроме актёров, оставшихся в тылу, многие ушли на фронт с первых дней войны. Кому-то суждено было погибнуть, а кому-то остаться в живых и отпраздновать победу. Театр чтит память о своих героях, сделавших все возможное для приближения победы.

Праздник со слезами на глазах...

“Наступил долгожданный день победы – 9 мая 1945 года. Москва сияла в фейерверках. Салют! Салют! Салют! Даже незнакомые люди обни­мали друг друга. Мы выступали на Красной площади целый день… Радости не было конца. Всё ликовало. Под вечер пошёл мелкий дождик. Народ с Красной площади не уходил. Мы на сцене держали над головами гитаристов зонтики, чтобы не намочило струны. Тропаки и чечётки били прямо по лужам.” 
Из воспоминаний цыганской артистки Ольги Деметер-Чарской

В день великой радости, в сердце страны, у кремлёвских стен – цыганский концерт. Именно артисты “Ромэна” выступили перед плачущими от счастья москвичами на главной площади страны!

8_jovldfTUPrsW9rEQZO12qvZDViaSmTRADnKY0AMdv0CbykleNCHKGOASBUFR1eJzEkhvUNrSuH8HSMXNBMNlgQoIcRT7AcY8LFJvHhXjE

(Материалы предоставлены фондом цыганской истории и культуры Николая Бессонова. Информация и фотоматериал из книги “Цыганская трагедия” том второй “Вооруженный отпор” Н.В. Бессонова.)