История театра

С конца XVII — начала XVIII, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию стало невозможно представить без цыган и цыганской песни.

Единственный в мире репертуарный театр, своим рождением обязан богатой культурной традиции московских цыганских хоров. Возникновение первого цыганского хора в Москве относится к последней четверти XVIII века. Дирижером этого хора был Иван Трофимович Соколов. Первый московский цыганский хор дал мощный толчок развитию цыганского хорового исполнительства в России, его появление привело впоследствии к возникновению цыганского театра.

В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана первая цыганская театральная труппа.

Во время гражданской войны цыганские ансамбли выступали перед бойцами Красной Армии, провожали их на фронт.

24 января 1931 года состоялось открытие театрально-музыкальной студии «Индо-ромэн», ставшей началом формирования единственного в мире профессионального репертуарного цыганского театра «Ромэн». Идея создания студии возникла в 1930 году у активной цыганской молодежи. Сформулировали эту идею Георгий и Иван Лебедевы, выросшие в семьях потомственных хоровых цыган, и поделились ею с молодым режиссёром — учеником В. Мейерхольда — Моисеем Гольдблатом. Идею поддержал нарком просвещения А. Луначарский. После громкой премьеры спектакля «Жизнь на колёсах» студия была преобразована в Цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, художественным руководителем театра Моисей Гольдблат, а вчерашних студийцев стали называть актёрами. Иван Иванович Ром-Лебедев, взявший приставку «Ром» к своей фамилии, после создания театра всю свою жизнь посвятил «Ромэну», был одним из ведущих артистов, также одним из основных его драматургов.

Первые спектакли театра по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в 1937 году «Ромэн» возглавил актёр МХАТа Михаил Михайлович Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьёзного содержания, соединить фольклор с большой драматургией».

Заложенные Яншиным принципы развивают и следующие руководители театра: профессор Московской консерватории Пётр Саввич Саратовский, а затем и режиссер Семён Аркадьевич Баркан. Под руководством Петра Саратовского «Ромэн» работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах.

В 1957 году главным режиссёром театра стал Семён Аркадьевич Баркан. Он создал при театре молодёжную студию, воспитал плеяду актёров, привлёк к работе новых авторов. Это были трудные, но прекрасные годы — время подлинного расцвета цыганского театра. В его репертуаре появились прекрасные спектакли, которые шли при переполненных залах.

В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. Впитывая в себя с детства загадочный артистизм цыганского народа, он развил и многократно умножил его в прославленной труппе уникального цыганского театра, где за десятилетия творческой деятельности прошёл все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя театра. При его руководстве театр «Ромэн» получил возможность гастролировать не только по своей стране, но и зарубежом, получив всенародную известность.

Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира является центром цыганской национальной культуры.