История театра 

Театр «Ромэн»

Единственный в мире репертуарный театр, своим рождением обязан богатой культурной традиции московских цыганских хоров. Возникновение первого цыганского хора в Москве относится к последней четверти XVIII века. Дирижером этого хора был Иван Трофимович Соколов. Лучшей певицей была цыганка Стеша (Степанида Сидоровна Солдатова), восхитившая своим пением итальянскую певицу Каталани и получившая впоследствии исключительную известность в России.

В первом московском цыганском хоре цыгане пели русские песни: «Во поле береза стояла», «Ах вы, сени мои, сени», «Из —под дуба, из-под вяза» и другие, выбирая русские песни, придавали им пением своим такой живой наряд, в котором они были отличны от русских и становились значительно удобнее для скорой пантомимной пляски. С конца 17-го — начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни. В очерке «Фараоново племя» А. Куприн писал: «… увлечению цыганской песней отдали искреннюю и страстную дань два великих человека 19-го столетия: один, озаривший его начало, другой — увенчавший его конец. Один — Пушкин, другой — Толстой». Не менее страстный поклонник цыганских песен А. Куприн называл их «красными розами на снегу». Но наиболее ёмко место цыганской песни определил великий Толстой: «Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке учёной».

Первый московский цыганский хор дал мощный толчок развитию цыганского хорового исполнительства в России, его появление привело впоследствии к возникновению цыганского театра. В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана первая цыганская театральная труппа. Труппа впервые появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет. Затем были постановки «Цыганского барона» Штрауса, оперетта «Дети лесов» на цыганском языке, “Цыганская жизнь«…Цыганское искусство было востребовано и в XX веке. В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски.

Первая труппа артистов

1930 — 1937

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Возникла она у активных молодых цыган, имевших опыт выступлений в частях Красной армии, в клубах перед рабочими. Сформулировали эту идею Георгий и Иван Лебедевы (выросшие в семьях потомственных хоровых цыган) и поделились ею с молодым режиссёром — учеником В. Мейерхольда — Моисеем Гольдблатом. Комсомольцы решили пойти в Наркомпросс, где их поддержал А. В. Луначарский.

Основатели театра

24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии, а уже через месяц она показала свою первую работу — представление в двух частях. Первая — обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, перевод на цыганский язык М. Бузлюдского, вторая — инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ».

Режиссёром-постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, художник — А. Тышлер, композитор — С. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Именно он создал и в течение 37-ми лет руководил музыкальной частью театра, написал музыку более чем к 30 спектаклям. С. Бугачевский сумел освоить на слух, запомнить и записать разнообразные цыганские напевы, составить сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отражающий особенности музыкально-поэтического творчества различных этнических групп цыган России.

16 декабря цыганская студия показала свой первый трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах». Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к осёдлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, художественным руководителем театра Моисей Гольдблат, а вчерашних студийцев стали называть актёрами.

Это они взяли на себя высокую миссию просвещения своего народа, сохранения его культуры и национальных традиций, широкого приобщения к ним людей разных национальностей. Это они, только вступившие на театральные подмостки, вскоре составят основу труппы, станут ее ведущими мастерами, а многие — основателями целых театральных цыганских династий. Среди них — В. Поляков, М. Скворцова, А. Андреева, А. Дулькевич, Е. Янковский, А. Золотарева, С. Полякова, А. Шнурков, А. Морозова, М. Черкасова, Н. Панкова, Ляля Черная. Позднее пришедшие в труппу — О. Янковская, О. Петрова, сёстры Александра и Ольга Кононовы, С. Шишков, С. Золотарев, К. Ананьев, В. Бизев, С. Киселев, Н. Шишкова, Т. Агамирова, Н. Сличенко, Л. Василькова, Л. Муштакова; молодое поколение семей, целиком посвятивших себя театру: Золотаревы, Жемчужные, Оглу, Янковские, Бизевы, Лекаревы, Бобровы, Деметр.

Иван Иванович Ром-Лебедев, взявший приставку «Ром» к своей фамилии, после создания театра всю свою жизнь посвятил «Ромэну», был одним из ведущих артистов, также одним из основных его драматургов, написал пьесы: «Солнце в болоте» (1933), «Табор в степи» (1934), «Дочь степей» (1935), «Песня об Урсаре» (1940), «Гайдуки» (1944), «Героическая поэма» (1948), «Цыганы» (1949), «Дочь шатров» (1950), «Эсмеральда» (1951), «Плясунья» (1954), «Кабачок Макрель» (1957), «Кармен из Трианы» (1961), «У дороги» (1965), «Мы — цыгане» (1976), «Птицам нужно небо» (1985) и др. Автор книги «От цыганского хора к театру ’Ромэн’».

Одной из ярчайших звёзд первого поколения артистов «Ромэна» является Ляля Чёрная (Н. Киселёва). Будущая звезда цыганского театра впервые вышла на сцену в 13 лет с хором московских цыган Егора Полякова. Публика была очарована музыкальностью и пластичностью юной солистки. Со дня основания театра в 1931 году Ляля Чёрная пришла в «Ромэн». Благодаря яркому артистическому дарованию она быстро завоевала любовь и признание публики и стала ведущей актрисой. Один из самых запоминающихся образов, созданных на сцене — Грушенька в одноимённом спектакле. То хрупкая и беззащитная, то страстная и непреклонная, Ляля Чёрная покоряла зал не только своей красотой и изяществом, но и подлинным талантом. Звезда цыганского театра много снималась и выступала с концертами. В последние годы с большим энтузиазмом передавала свой опыт молодым артистам. Имя Ляли Чёрной всегда будет синонимом самобытного цыганского искусства.

Первой заслуженной артисткой республики в труппе театра стала Мария Васильевна Скворцова, пришедшая в студию уже взрослой, знаменитой артисткой с большим опытом работы в хоровых коллективах. Наравне с молодёжью сорокадвухлетняя актриса осваивала азы актёрского мастерства и грамоты. Только работая в театре, она окончила пять классов вечерней школы, до этого учила роли на слух.

Среди первых авторов, кто начал писать для молодого театра, были Д. Сверчков («Фараоново племя»), А. Германо («Жизнь на колёсах», «Между огней»), И. Ром-Лебедев. Со временем число авторов пополнили Н. Нарожный («Цыган Михайло») и И. Хрусталёв. Пьесы двух выдающихся цыганских драматургов И. Ром-Лебедева («Табор в степи», «Дочь шатров», «Свадьба в таборе», «Плясунья», «Кабачок „Макрель“», «Я — цыганка», «Ехали цыгане», «Огненные кони») и И. Хрусталева («Сломанный круг», «Четыре жениха», «Горячая кровь») стали своеобразной цыганской классикой, многие из них до сих пор сохраняются в репертуаре театра. Поэт и драматург И. Хрусталев, чьи пьесы полны истинно народного юмора, понятного цыганскому и русскому зрителю, долгие годы был и главным балетмейстером театра «Ромэн».

На первых спектаклях театра присутствовали прославленные актеры МХАТа В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, А. П. Кторов, О. Н. Андровская, Б. Г. Добронравов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов. На вечерах театра читал свои рассказы И. Г. Эренбург, выступал Владимир Яхонтов. Пела старинные романсы Н. А. Обухова. Такая благотворная атмосфера позволила артистам обрести уверенность, почувствовать себя «чем-то вроде филиала МХАТ».

1937 — 1941

Первые спектакли театра по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в 1937 году «Ромэн» возглавил актёр МХАТа М. Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьёзного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». С этой целью он привел за собой мхатовских режиссёров Б. Вершилова, П. Лесли, В. Сахновского, которые помогали цыганским актёрам добиваться необходимого синтеза глубокого содержания, песни и танца. Эти принципы, осуществленные М. Яншиным в его постановках спектаклей «Цыгане» по А. Пушкину, «Макар Чудра» по М. Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Г. Лорки, на долгие годы становятся основой художественного развития театра. А «Кровавая свадьба» до сих пор является одной из вершин художественной истории «Ромэн». Яншин гордился тем, что цыганское искусство и сегодня вызывает те же чувства, которые испытывали когда-то Пушкин, Толстой, Аполлон Григорьев, Горький, Куприн.

1941 — 1957

Заложенные М. Яншиным принципы развивают и следующие руководители театра: профессор Московской консерватории П. Саратовский (1941-1951 годы) и режиссер С. Баркан (1951-1977 годы).

Свыше пятнадцати лет отдал «Ромэну» — профессор Московской консерватории П. С. Саратовский (1941-1951 гг.) Под его руководством «Ромэн» работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья, 1200 спектаклей, больше миллиона зрителей, 700 шефских концертов на оборонных предприятиях и боевых кораблях — эти цифры красноречиво говорят о вкладе «Ромэна» в общее дело победы над фашизмом. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

1957 — 1977

В 1957 году главным режиссёром театра стал С. А. Баркан. Он создал при театре молодёжную студию, воспитал плеяду актёров, привлёк к работе новых авторов, поставил спектакли: «О тех, кто любит» А. А. Антокольского (1954), «Цыганка Аза» М. П. Старицкого (1956), «Сердце цыганки» Дюмануара и Деннера (1957), «Цыган» по повести А. В. Калинина (1963), «Ром Баро» И. А. Шведова (1961), «Здравствуй, Пушкин!» И. И. Ром-Лебедева и А. И. Гессена (1973), «Родился я в таборе» (1970), «За дружеской беседою» И. В. Штока (1970), «Закон предков» И. Хрусталева (1975).

Цыганка Аза

Это были трудные, но прекрасные годы — время подлинного расцвета цыганского театра. В его репертуаре появились прекрасные спектакли, которые шли при переполненных залах. В это время с театром активно сотрудничает молодой режиссёр Анхель Гутьерес (испанец, выросший в Советском Союзе), он поставил несколько спектаклей по произведениям Федерико Гарсиа Лорки, сценографом этих спектаклей был известный испанский художник и скульптор Альберто Санчес.

В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. Впитывая в себя с детства загадочный артистизм цыганского народа, он развил и многократно умножил его в прославленной труппе уникального цыганского театра, где за десятилетия творческой деятельности прошёл все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя театра. Созданные им сценические образы: Лекса («Четыре жениха»), Коля («Девчонка из табора»), Иван Кале («Ром-Баро»), Ринальдо — Чёрный дракон («Ты — герой, я — герой»), Федор Протасов («Живой труп»), — стали подлинным явлением в творческой жизни театра, своеобразным эталоном для молодого поколения «Ромэн», выпускников цыганской студии при музыкальном училище имени Гнесиных — воспитанников Н. Сличенко. А поставленные им спектакли «Грушенька», «Мы — цыгане», «Огненные кони», «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Таборные игры», завоевали широкое признание цыганскому театру в России и за рубежом.

Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира является центром цыганской национальной культуры. Театру уже более 85 лет, в репертуаре театра разножанровые спектакли: по классическим произведениям «Грушенька», «Графиня —цыганка», «Колокола любви», «кКолдовская любовь», пьесы, специально написанные для театра «Подкова счастья», «Цыганская невеста», «Клятва» и др.

Особое место в афише занимает легендарный спектакль «Мы — цыгане». Его авторы — Иван Ром-Лебедев и Николай Сличенко определили жанр этого спектакля — народное музыкальное зрелище, прежде всего потому, что подлинно цыганское искусство выросло из народной стихии, и ею, отмечено. Этой стихией овеян, окрашен, одухотворён каждый эпизод спектакля, пронизанный музыкальным, песенным, танцевальным цыганским фольклором. Премьера спектакля состоялась в Москве 26 июня 1976 года. В захватывающем ритме, с волнующими страстными песнями, с яркими стремительными танцами предстала перед зрителями история народа — вечного странника. Никого не могло оставить равнодушным органичное единство впечатляющей сценографии и богатых костюмов, выразительных массовых сцен и темпераментных сольных номеров.

В создании яркой сценической палитры спектакля участвовали выдающиеся мастера — художник-сценограф Сергей Бархин и художник по костюмам, знаменитый модельер Вячеслав Зайцев. Триумф премьерного спектакля был усилен многочисленными гастролями по стране, а дальше и по всему миру. Народное музыкальное зрелище с восторгом принимали зрители разных стран: Японии, Франции, Италии, Индии, Югославии, Турции, Австрии и многих других.

«Мы — цыгане» — это музыкально-театральный фейерверк, праздник для слуха и глаз, незабываемое событие для публики. И еще один секрет успеха спектакля — на сцену с сольным номером выходит художественный руководитель театра «Ромэн», Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР — Николай Сличенко.

Выдающиеся театральные деятели, связанные с театром (драматурги, композиторы, художники и т. д.) А. Тышлер, И. Хрусталёв, И. Шток, С. Бугачевский, Анхель Гутьерес, Альберто Санчес, С. Бархин, В. Зайцев.

История здания театра

Сразу после коронационных торжеств в Москве в 1826 году император Николай I распорядился распланировать ближайшую к городу часть Петербургского шоссе, превратив его в проспект с бульварами и парками.(Линии этой планировки мы видим и сегодня).

Ресторан «Яръ» на Петербургском проспекте (конец 19-го века)

В 1830 году на межу Петровского парка с Кузнецкого моста переехал известнейший московский ресторатор — француз Транкль Ярд со своим рестораном “Яръ«.(Первоначально ресторан назывался по фамилии владельца «Ярдъ», но трудно произносимое в русском языке сочетание быстро изменилось на более удобное «Яръ»). «Эй, ямщик, гони-ка к Яру» — значит именно сюда.

Новое здание ресторана «Яръ». Архитектор А. Эрихсон, 1910 год

Позднейшие владельцы ресторана на рубеже 20-го века заказали новую постройку модному архитектору Адольфу Эрихсону. В 1910 году появилось его помпезное здание, оборудованное последними техническими новинками того времени, включая электрическое освещение залов, сделанное фирмой «Simens». Но, не только новинки прогресса манили в «Яръ», в старой Москве он был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители.

Белый зал ресторана «Яръ» — сейчас зрительный зал театра

“Что за хор певал у “Яра”…Соколовская гитара До сих пор в ушах звенит”
В послереволюционные годы здание меняло и облик, и хозяев. Здесь размещалась студия «Детфильм», клуб лётчиков. Затем здание перестраивается, надстраивается ещё один этаж и в нём размещается Центральный дом Гражданского воздушного флота.

Клуб летчиков 1930-е годы

В послевоенные годы рядом строится гостиница «Советская» и здание вписывается в общий ансамбль, а Белый зал ресторана «Яръ» становится театрально-концертным залом отеля.

В 1969 году в театрально-концертном зале гостиницы «Советская» и соседнем здании (также постройки А. Эрихсона) размещается единственный в мире цыганский театр «Ромэн». В жизни театра начинается новый этап, а место вновь становится центром цыганской культуры.

Современный вид театра «Ромэн»

В 2005 году была проведена реставрация здания, в результате которой были обновлены фасад, отреставрированы старинные парадные двери, восстановлен декор эпохи модерн начала 20-го века. В фойе реконструирован уникальный инкрустированный пол. Зал оснащён современным звуковым и световым оборудованием, удобными креслами для зрителей.